Дизайн-центры, как локомотив развития электроники в России
Зачастую считается, что проблема импортозамещения в области электроники кроется в отсутствии производств электронных компонентов в России. Этот стереотип родом из СССР. Поэтому повышенное внимание обращается на построение именно предприятий производителей электронных компонентов. Но проблема, возможно, кроется совсем в другом.
Рассмотрим простой пример. Цифровая видеокамера состоит из порядка 500 различных электронных компонентов (конденсаторы, трансформаторы, диоды и прочее). Предположим, один из них — это некоторый контроллер, производство которого хотелось бы локализовать в России. Так вот, одно предприятие - НИЦ «Технологии» закупит этого контроллера 200 тыс. штук в год, а для того, чтобы производство контроллеров было рентабельным, ему необходим сбыт в 2 млн. штук контроллеров в год только одной модели. Завод контроллеров будет заведомо нерентабельным, пока в России не будет работать 10 таких компаний, как НИЦ «Технологии» одновременно. Или скажем, до тех пор, пока в России не возникнет достаточного количества дизайн-центров или в более привычных терминах «конструкторских бюро» промышленной и бытовой электроники, инвестиции в строительство производств радиоэлектронных компонентов – это рискованное и очень дорогостоящее направление.
Выглядит так, что основные усилия на развитие электроники надо начинать с развития и увеличения числа дизайн-центров гражданской продукции. А тысячи дизайн-центров создадут спрос на те электронные компоненты, которые стоит локализовать в России прежде всего. Это будет стабильный и рентабельный по объему спрос. Оценить его крайне просто. Достаточно посмотреть на импорт компонентов из-за рубежа, а наиболее востребованные из них начать производить в России.
«В первую очередь нужно всячески субсидировать и развивать гражданские конструкторские бюро и дизайн-центры, а уже после того, как в стране сотни конструкторских бюро начнут формировать спрос на электронные компоненты начинать формировать производства и локализацию электронных компонентов», - считает Вадим Присяжнюк директор НИЦ «Технологии».
Но тут возникает та проблема, которую НИЦ «Технологии» решали много лет – дефицит кадров. Привлекательность профессии инженера-электронщика сегодня отсутствует. В подавляющем числе случаев специалист-электронщик трудится в ремонтной мастерской за невысокую заработную плату. Такая перспектива непривлекательна для молодых людей, и специальность в учебных заведениях не популярная. ВУЗы в малом числе выпускают специалистов электронщиков, т.к. привлекательных мест трудоустройства мало. В итоге разработчиков недостаточно, т.к. дизайн-центров мало, а от того с трудом развивается отечественная отрасль радиоэлектроники. Замкнутый круг.
Тогда как выйти из замкнутого круга? Например, в Китае ежегодно выпускаются тысячи студентов-инженеров. Более того, уже до выпуска из университета они знают, куда пойдут работать. Хороших специалистов и талантливых новичков не хватает. Работодатели Поднебесной борются за них. Это происходит от того, что этих самых работодателей в лице компаний-разработчиков электронных продуктов тысячи. Так же должно быть и у нас. Для того, чтобы разрубить «замкнутый круг» в России, необходимо искусственно стимулировать создание отрасли разработки и дизайна электронной продукции. Именно компании-разработчики гражданской продукции должны субсидироваться максимально, получать гранды, становится предельно популярными. Разработка и «честная» конструкторская документация должны цениться более всего. Отметим, что разработка и производство – это разные вещи. Область разработки электроники должна стать не менее популярна, чем программирование для Яндекс или Сбербанка. Тогда на профильные специальности в учебных заведениях пойдут молодые люди. ВУЗы начнут выпускать специалистов, за которых будут бороться дизайн-центры, которым будет не хватать разработчиков. Тогда отрасль начнет бурно развиваться. Толчок к развитию в отрасли должен прийти не от локализации сборочных производств, не от локализации производств электронных компонентов, а именно от роста числа дизайн-центров разработки.
Второй инструмент – это грамотная работа с импортом. Если есть отечественные современные утюги в объеме 30% рынка потребления, то повышаем немного импортную пошлину. Когда отечественные производства достигли объема 50% рынка потребления, еще немного повышаем импортную пошлину. Тогда в России начнется борьба за рынок утюгов среди локальных компаний, начнется конкуренция разработчиков и отечественных производителей. Это простой пример для понимания, как можно стимулировать отрасль
И это живой пример того, почему при импортной пошлине 0% кроме НИЦ «Технологии» и еще одной Компании в России никто более не вкладывается в разработку отечественных цифровых камер видеонаблюдения.
- Комментарии